Группы кратковременного пребывания "Малышок"
Конспект занятия по развитию речиКонспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных упражнений. Задачи: Образовательные: учить составлять предложения из слов, делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова, ставить ударение, делать звуковой анализ слов- выделять звуки в слове, давать им характеристику, различать на слух и по артикуляции гласные, твёрдые и мягкие согласные, продолжать знакомить с условным обозначением гласных, мягких и твёрдых согласных звуков. Развивающие: развивать речь детей, развивать умение слышать и слушать произносимые слова. Воспитательные: воспитывать самостоятельность. Предварительная работа: повторить с детьми стихотворение: «Здравствуй лес», пальчиковую игру «У опушки дом стоит», стихи о гласных и согласных звуках, провести дидактические игры: «Составь предложение», «Подели слово на слоги», «Отгадай, какой это звук». Материал: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, презентация (10 слайдов) Ход занятия: Организационный момент. Воспитатель здоровается с детьми. Дети под музыку обходят вокруг стола и подходят к доске. Рассказывают стихотворение: «Здравствуй, лес», «У опушки дом стоит». Дружно улыбнемся, За руки возьмемся. Друг другу руки мы протянем, Тепло сердец своих подарим. Долгожданный дан звонок, начинается урок. (Воспитатель звонит в колокольчик) - Дети садятся за стол. - Проверьте готовность к уроку! - Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку “5”? (Мобилизовать внимание детей) -Наше занятие пройдёт под девизом: Будь внимателен! У тебя всё получится! 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Беседа. - Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.) - На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.) - Какие звуки мы называем гласными? - Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ) . -Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком) - Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть) . -Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки? - Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.) - Расскажите стихи о гласных и согласных звуках. - Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные. -Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ) - Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие) -В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова -Каким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки? -Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. На предыдущем занятии мы научились определять твёрдость и мягкость согласных звуков, научились их различать. Познакомились с новым обозначением звуков. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ Сегодня мы продолжим с вами учиться составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударение, делать звуковой анализ слов. 4. Физкультминутка Под весёлые напевы повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. 2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ 2. Работа с наглядностью. РАБОТА У ДОСКИ – составление предложений. (слайд №2) Посмотрите на картинку. Придумайте предложение. Составьте схему предложения. Один человек выполняет задание у доски –составляет и записывает схематически предложение. Чтобы правильно выполнить это задание, к слову нужно поставить вопрос. А вы – выкладывайте карточки- схемы у себя на столе. РАБОТА У ДОСКИ – деление слов на слоги. (слайд №3) -Давайте вспомним, как делить слова на слоги. -А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите к ним находить домики-схемы. (слайд №4) -Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов. Чтобы определить количество слогов в слове. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки. РАБОТА У ДОСКИ Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые. (слайд №5) 3. Проверка выполнения задания. Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили утку и утюг. Согласны? Почему? Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Лук и лист. Вы согласны, что слова лук и лист начинаются с одного и того же звука? Произнесите первый звук в слове лук ([л]) . Понаблюдайте за вашим язычком. Теперь произнесите первый звук в слове лист. Что вы заметили? Давайте сделаем звуковой анализ слов: лук и лист. (слайд №6) Давайте выберем правильную схему к слову малина. (слайд №7) 4. Физкультминутка «Сова».(слайд №8) По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту. 3 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Самостоятельная работа. На карточках с картинками нарисованы домики для звуков. Дети выкладывают звуковые схемы слов: Рак, оса, лист. (слайд № 9) 4. Итог занятия (слайд № 10) Расскажите домашним, чему вы научились на занятии. Сыграйте с родителями в игры, в которые мы играли . Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии. Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным,. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д. 16 апреля 2016 в 12:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.